Главная. Совет по внешней и оборонной политике  

Александр Усс: Мы должны активно формировать сибирскую политику

25-01-2013
Парламентская газета [http://www.pnp.ru/newspaper/detail/10135]
А.В.Усс
Председатель Законодательного собрания Красноярского края убеждён, что уже пора пересмотреть взаимоотношения местных властей и финансово-промышленных групп.

Первым годом работы Законодательного соб­рания Красноярского края второго созыва стал 2012-й. Что удалось сделать за минувший год, каковы проблемы, ждущие своего решения в ближайшем будущем? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Законодательного соб­рания Красноярского края Александр УСС.

Опорный центр России

– Александр Викторович, каким оказался первый год работы депутатов?

– Депутатский корпус после декабрьских выборов 2011 года обновился больше чем наполовину. Но это не помешало нормальной работе. Череда выборов разных уровней, неспокойная ситуация в стране — всё это нас закалило, заставило действовать более оперативно и эффективно. По счастью, обошлось без политических распрей, новые депутаты быстро освоились и своей активностью порой дают фору «старой гвардии». Это говорит о том, что жители Красноярья сделали, полагаю, удачный выбор, сформировав работоспособное Законодательное собрание.

В 2012 году мы провели десять сессионных заседаний, на которых приняли более полутора сотен законов. Каждый из них по-своему важен. Снижен транспортный налог для владельцев легковых автомобилей (считаю, в перспективе его вообще нужно отменить — достаточно сборов от повышенных акцизов). Принят закон о государственной поддержке северного оленеводства, который долго ждали в Эвенкии и на Таймыре. Направлены бюджетные средства на строительство жилья в сельской местности и на поддержку начинающих фермеров. Хоть и ненамного, но увеличен размер детского пособия.

Обнадёживает, что 2012 год ознаменовался продвижением на федеральном уровне тезиса об опережающем развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока. Меня, коренного красноярца, искренне порадовало и то, что эта тема не сходит с повестки дня. Сначала федеральные власти заговорили о стягивании в один кулак огромных ресурсов и создании гигантской государственной компании по развитию сибирского мегарегиона. А в декабре в своём Послании Федеральному Собранию Президент чётко обозначил восточный вектор развития России. При этом мы осознаём, что сами должны активно формировать сибирскую политику для того, чтобы наши идеи претворялись в федеральные решения. Глубоко убеждён: развитие восточных территорий России — жизненно важный вопрос для нашей страны и с экономической, и с геополитической точки зрения. Этот обширный регион с неисчерпаемым ресурсным, инвестиционным и человеческим потенциалом может и должен стать новым опорным центром России.

– Результаты работы над новым краевым бюджетом у многих не вызывают особого оптимизма. Как только его не называют — «сложный, критический, ужасный».

– Скажу прямо: Красноярский край и его жители заслуживают лучшего бюджета. Стабильных дополнительных поступлений, на которые делалась ставка в минувшие годы, теперь вряд ли стоит ждать. Это связано в первую очередь с не слишком благоприятным для края прогнозом мировых цен на цветные металлы. Так что, скорее всего, та самая подушка безопасности, на которой мы чуть было не уснули, станет весьма жёсткой, поскольку будет далеко не так плотно набита деньгами, как прежде. Это надо учитывать и принимать ответные меры, наращивая доходную базу не только за счёт сырьевых ресурсов.

Хочу особо подчеркнуть: невзирая на финансовые трудности, в наступившем году сокращения социальных обязательств в крае не будет. Более того, по многим позициям мы увеличиваем расходные обязательства. В первую очередь это связано с исполнением майских указов Президента России. Например, на дополнительное увеличение зарплаты учителей и иных педагогических работников в краевом бюджете предлагается предусмотреть в 2013-м около двух миллиардов рублей, а в 2014–2015 годах — по два с лишним миллиарда рублей ежегодно. Примерно такие же суммы будут направлены на увеличение оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, библиотек, клубов, домов культуры и муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

Замечу, что общий объём затрат в 2013 году на социальную сферу в краевом бюджете превышает 70 процентов при общей сумме расходов свыше 157 миллиардов рублей. С одной стороны, это хорошо, поскольку очевидно, что наш бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность. Но, с другой стороны, столь солидный показатель не даёт нам в полной мере считать новый бюджет бюджетом развития. Скорее, это бюджет сохранения достигнутых возможностей. Он позволяет нам удерживать взятые рубежи развития края, но пока не даёт права говорить о наступательном движении.

При доходах краевого бюджета 133,5 миллиарда рублей дефицит составляет около 24 миллиардов. Но гораздо больше меня беспокоит резкий рост долга, который через считаные годы может достичь внушительной суммы — порядка 80 миллиардов руб­лей. На наращивание госдолга край пошёл в 2011–2012 годах ради выполнения ряда неотложных социально-экономических задач. Теперь ситуация ещё более осложняется. Необходимы грамотная кредитная политика и выверенные финансовые решения. В связи с этим назрела необходимость серьёзно пересмотреть взаимоотношения края и ФПГ. Это важно как с точки зрения упрочения авторитета региональной власти, так и с точки зрения наполнения краевой казны.

– В 2012 году тема ФПГ стала одной из ключевых в повестке Законодательного собрания. Чем это вызвано?

– У нас возникает всё больше вопросов к деятельности некоторых предприятий крупного бизнеса, располагающихся на территории края. Налоги выводятся из региона с использованием схем, к сожалению, пока разрешённых федеральным законодательством (очень надеюсь на действенную систему мер по деофшоризации нашей экономики, которую должно разработать федеральное Правительство в соответствии с недавним поручением Президента). Представители финансово-промышленных групп не считают нужным приезжать в Красноярск и давать необходимые пояснения депутатам, жителям края. Яркий тому пример — злополучный проект по строительству ферросплавного завода неподалёку от города, вызвавший резкое неприятие общественности.

Знаете, иной раз чувствуется этакое барское отношение к сибирским «аборигенам» со стороны некоторых ФПГ. Однако у края достаточно рычагов для того, чтобы, в случае надобности, повлиять на крупный бизнес. Одно природоохранное законодательство чего стоит! Кстати, 2013 год Законодательное собрание решило объявить Годом экологии в Красноярском крае, поскольку эта тематика особенно актуальна для нашего сырьевого региона. Полагаю, в феврале мы проведём масштабные публичные слушания с подробным обсуждением свода местных экологических законов.

Считаю, региональному правительству необходимо заключать конкретные и понятные соглашения соответственно тем объёмам льгот, которые получают ФПГ. Если власть делает шаг навстречу, она вправе ожидать ответных шагов и от бизнеса. Не нужно стесняться лишний раз напомнить ему о социальной ответственности. И не надо забывать одну простую вещь. Цель бизнеса — извлекать максимальную прибыль. А цель власти — развивать экономику и защищать интересы населения.

Справедливости ради хочу сказать, что хватает примеров, когда финансово-промышленные группы ведут себя на нашей территории вполне пристойно: исправно платят налоги, принимают участие в инфраструктурных и социальных проектах. Да и само по себе то, что Красноярский край своими богатейшими ресурсами привлекает ФПГ, — это наше большое преимущество, которое надо максимально использовать. При продуманной политике региональной власти финансово-промышленные группы могут стать локомотивами сибирской экономики, которые будут тянуть за собой и смежные отрасли, и социальную сферу.

Пётр Богданов


Презентация СВОП
Россия в глобальной политике Международный дискуссионный клуб Валдай
Военно-промышленный курьер РИА Новости
Российская газета

Social media

Совет по внешней и оборонной политике © 1991-2012